МБОУ "Гимназия №1"
города Нижневартовска
  • Школьная служба примирения (медиации)

    В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Для решения данных проблем в нашей гимназии организована школьная служба примирения (медиации).

    Школьная служба примирения (медиации) – это команда взрослых (кураторов, медиаторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:

    - разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом; 

    - дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений; 

    - снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

    ЦЕЛЬ: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

    ЗАДАЧИ:

    • создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
    • внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
    • интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
    • повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.

    Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:

    - Понять друг друга.

    - Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций.

    - Самим найти приемлемое для всех решение конфликта.

    - Обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем.

    - Принять ответственность за исправление причиненного вреда.

    Зачастую, стороны находящиеся в конфликте не могут сами решить возникшую проблему. Они испытывают сильные эмоции, страх, обиду, переживают стресс (в том числе, из-за ухудшений отношений друг с другом). Каждый психически здоровый человек стремится к миру и спокойствию. Оказать вам помощь в решении конфликта может специально обученный сотрудник – медиатор.

    Ведущий примирительной встречи (медиатор):

    - В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог

    - Не судит, не защищает, не поучает, не жалеет и т.п.       

    - Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред

    Как проходит процесс медиации?

    Правовая основа организации школьной службы примирения (медиации) в МБОУ «Гимназия №1»

    Нормативная база

    Конституция РФ

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации" 

    Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 

    Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 

    Приказ  Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 

    Указ  Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" 

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2017 г. N 07-7657 "О направлении методических рекомендаций"  

    Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р, Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность 

    Стандарты восстановительной медиации Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.

    Локальные акты

    Положение о медиации

    Приказ о создании школьной службы примирения (медиации)

    План работы службы примирения

    Дополнительные документы школьной службы примирения

    Форма согласия на проведении процедуры медиации

    Форма примирительного договора конфликтующих сторон

    Зачем нужна медиация школе?

    Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем.

    Благодаря медиации, можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

    Примеры, когда нужно обращаться в службу примирения:

     Если дети подрались, кто-то кого-то ударил, нечаянно зацепил, вызвав обиду у пострадавшего;

    Травля, буллинг, насмешки в сторону любого участника образовательного процесса (ученика, учителя, родителей);

    Произошла ссора между детьми и участники конфликта не могут сами решить проблему;

    Конфликт с учителем, недопонимание, наличие претензий у учителя к ученику или наоборот – у ученика к учителю;

    Проблемы между родителем и учеником, в вопросах образования (плохие оценки, прогулы уроков, отказ от выбора профессии и так далее);

    Конфликты, возникающие между учителем и родителем о методах воспитания, обучения, выставления отметок и другие конфликты, связанные с образовательным процессом.

    Вы можете сами стать медиатором!

    Если вы хотите получить бесценный опыт урегулирования конфликтов между людьми, вам нравится помогать, слушать других есть возможность попробовать себя в роли медиатора. Наша служба находится на стадии развития, и мы будем рады новым, активным участникам!

    Обращайтесь к педагогу-психологу:

    Литовченко Александр Николаевич

    Тел. 89322505284

    Список литературы

    Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” 

    https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-27.07.2010-n-193-fz/

    Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

    https://docs.cntd.ru/document/556255234#7D20K3

    Сайт методического сопровождения службы примирения

    http://www.школьные-службы-примирения.рф

    Правовые вопросы организации школьных служб примирения

    http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/item/449-pravovye-voprosy-v-organizatsii-shkolnykh-sluzhb-primireniya-lektsiya-4

    Восстановительный подход к решению конфликтов в образовательной организации

    http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/item/447-vosstanovitelnyj-podkhod-k-resheniyu-konfliktov-v-obrazovatelnoj-organizatsii-lektsiya-2

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie